На экраны вышел отечественный фильм «Тварь», снятый в жанре мистического триллера.
Режиссер-дебютант Ольга Городецкая вместе с исполнителями главных ролей, супружеской парой Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова, попробуют напугать искушенного российского зрителя. ART1 отправился на премьеру и оказался на полуторачасовом сеансе семейной психотерапии, на котором решался вопрос, как восполнить утрату, не прибегая к обману. До конца занятия дожили не все.
Обеспеченная, но отчего-то нелюдимая семейная пара теряет единственного ребенка. Причем теряет в буквальном смысле — шестилетний мальчик Ваня впервые в жизни вышел на самостоятельную прогулку и исчез. Спустя неопределенное время родители отправляются в условно религиозный детский приют в надежде вновь обрести семейное счастье.
Пока воспитатели предлагают отцу Игорю (Владимир Вдовиченков, муж Елены Лядовой) вполне здоровых и милых детей, мать Полина (Елена Лядова, жена Владимира Вдовиченкова) спускается в мрачный подвал, где рядом с трупом застрелившегося дворника обнаруживает мальчика-маугли.
Он не умеет говорить, передвигается на четвереньках, но между ним и будущей приемной матерью возникает непреодолимая эмпатия. Естественно, ни уговоры, ни запугивания уже не способны переубедить мать — она решает выбрать именно его. И ужас не заставляет себя долго ждать.
Фильмы-страшилки условно можно разделить на две категории.
Первые создают на экране беспечную атмосферу (пара молодоженов едет в свадебное путешествие, дети готовятся к празднику, семья переезжает в новый загородный дом и т.п.), а потом в самый неожиданный момент бьет по эмоциям расслабившегося зрителя резким джампскейром.
Другие постепенно нагнетают ужас с начальных титров — полумглой-полумраком, шепотом-шорохом, взглядом-жестом. Аудитория с каждой новой сценой тонет в атмосфере страха, из которого есть только один выход, и он обозначен соответствующими пятью зелеными буквами, светящимися на стене кинозала. Оставшиеся в своих креслах молчаливо соглашаются пройти психологический эксперимент до конца.
Режиссер Ольга Городецкая явно черпала вдохновение для дебюта не в ярких голливудских постановках, а среди жадных до красок и спецэффектов, но тяготеющих к излишнему психоанализу европейских триллеров.
Ведь что есть страх в современном, изученном вдоль и поперек мире, как не тайные мысли и желания в глубине человеческой души. Их не способен определить и измерить ни один самый мощный научный прибор. И как много столетий назад, люди продолжают бояться необъяснимого, только на смену раскатам грома и эпидемиям пришли по-прежнему непонятные чувства окружающих тебя людей, самые страшные из которых — любовь и ее утрата.
Мама любит сына Ваню, сначала настоящего родного, а потом пришедшего ему на смену приемного дикаря. Она готова обманывать самое себя и объяснять животную агрессию пасынка выпавшими на его долю страданиями.
Муж любит жену и искренне желает вернуть в семью прежнее спокойствие. Поэтому он тоже обманывает себя, супругу и друзей. Причем, в отличие от поддавшейся на материнский инстинкт жены, врет осознанно и до поры до времени хладнокровно, пока не попадает в плен собственного обмана.
В затеянной режиссером игре «Обмани меня и обмани себя» актеры второго плана получили функции сигнальных флажков, которые ведут главных героев по ложному пути. Возможно, именно поэтому роли вторых скрипок в «Твари» играют люди, заслужившие в российском кинематографе культовый статус, а стало быть и повышенный кредит доверия.
Роза Хайруллина в роли монахини Исидоры настойчиво рекомендует родителям отказаться от опасного приемыша, но этим только усиливает их желание рискнуть. Тем более, что Евгений Цыганов в роли психотерапевта и друга семьи советует обратное, сам не подозревая, что открывает ворота в ад.
А где-то в районе морга уже вертится следователь Егоров с лицом Константина Мурзенко, который в этом месиве нереализованных человеческих эмоций выглядит чуть ли не ангелом-хранителем. Ну как не поверить.
И отражением всеобщего обмана становится ребенок (Севастьян Бугаев + грим + спецэффекты), который Ваня-Ванюлечка-сынок в начале и «какая-же-ты-Тварь» ближе к развязке. Точно не будет спойлером сказать, что он есть метафорическое выражение вечного кошмара, на который обречены запутавшиеся в собственных иллюзиях люди. Он как энергетический вампир, бесчувственный паразит, использующий эмоциональные дыры в страдающих душах людей.
Надо отдать должное режиссеру-дебютанту — она сумела в финале собрать воедино многочисленные психологические нити, разбросанные по фильму. Где-то флэшбеками, где-то неожиданным признанием героя, где-то просто говорящим кадром, картина в конце концов складывается в единый пазл.
Но зло не наказано, зло только объяснено.
Зритель получает полуторачасовой сеанс психотерапии и теперь может отправляться домой с мыслью, что невозможно построить счастье на обмане. А как принять жизнь такой, как она есть — это уже другой вопрос. Ответ на него придется искать самостоятельно.